Существует статистика: из 100 здоровых детей, которые идут в школу, 70% имеют нарушения обработки сенсорной информации.

Почему это важно в вопросе об обучении и развитии наших детей? Ребенок с разбалансированной обработкой сенсорных стимулов центральной нервной системы подобен машине, потерявшей управление. Он нуждается в нашей поддержке, так как не в состояние сам себя «услышать». Это приводит к проблемам в социальной, поведенческой и учебной областях.

Основные сенсорные системы отвечают за:

  • визуальные знаки (зрение),
  • звуки (слух),
  • запахи (обоняние),
  • вкус (осязание),
  • боль,
  • температуру,
  • положение тела
  • движение…

Движение — это жизнь

Ребенок успешно и гармонично развивается благодаря изобилию движений и навыку проживания чувств. Если ребенок получает слишком мало от этой формы «пищи», возникают трудности в двигательной области, а также в восприятии.

Профессор Аршавский обращал внимание, что в раннем возрасте ведущей является скелетно-мышечная система. А Илья Аркадьевич Ржевский, который разработал шкалу Апгар, изучивший в мельчайших подробностях физиологию новорожденного, делал акцент на интегрированность трех основных видов ощущений – тактильных, вестибулярных, проприоцептивных (мышцы и суставы). Ребенок учится одному действию, и он учиться учится. Один навык ускоряет обучение другому навыку.

Отсюда рождается основной принцип сенсорной интеграции – развивать ту область, в которой ребенок более успешен. Что соответствует мнению, выдающегося педагога Марии Монтессори: «Идти за потребностями ребенка». Обучение нацелено на функционирование мозга в целом, а не на продвижение отдельных функций.

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.

Сенсорная интеграция зависит от результата (успех школьного обучения), для которого требуется способность концентрироваться и способность к самоорганизации. 

Самоорганизация базируется на самоконтроле, самооценке и уверенности в себе. Предыдущие коренятся в ощущении своего тела, как некого умелого сенсомоторного «целого», а также в хорошей интеграции нервных сигналов. Возможность говорить и понимать язык, координация глаз-рука, целенаправленность деятельности, зрительная перцепция являются результатом концентрации внимания, уровня активности, эмоциональной стабильности, двигательного планирования, координации обеих сторон тела, перцептивного образа тела. А они основываются на мышечном тонусе, противодействию силе тяжести, биомеханическом равновесии, организации движения глаз, которые являются последствием интеграции слуховых, вестибулярных и проприоцептивных ощущений. Не стоит забывать, что именно ощущения от прикосновений (тактильность) рождают связь мать-ребенок, сосание, основы питания.

Все современные специалисты: логопеды,  различные терапевты, дефектологи, эвретмисты, кинезиологи, специалисты, практикующие метод Томатиса в Воронеже – активизируют работу мозга через стимуляцию сенсорных каналов. Это помогает установить связь маленького человека с силой внутри него.

 

tomatis 1

Метод Томатис практикуется специалистами частных детских садов «Пчёлка»

 

Педагоги частных детских садов «Пчёлка» видят своё предназначение в том, чтобы оберегать и направлять внутренние силы ребенка, не мешая их раскрытию. В нашем монтессори саду это возможно через подготовленную среду, в которой значительное место занимают материалы, направленные на развитие слуховых, обонятельных, тактильных, барических (весовых) и даже температурных ощущений. Это материалы из зоны под название «Сенсорика». Многие игры сенсорной интеграции связаны с водой и крупами, что у нас осуществляется в зоне упражнений практической жизни, где дети утончают свои способности манипулировать с водой и сыпучими материалами. Учатся самостоятельности. Эта зона отличается еще и наличием «линии», при хождении по которой ребята связывают в одно целое свое тело и мозг, находят баланс и равновесие, формируют самоконтроль и концентрацию.  Колоссальное значение для нормализации детей оказывают уроки тишины, в их процессе наши «пчелята» учатся себя слышать.

С признательностью за заинтересованность к данному вопросу Богиня Александра.

В жизни многих мам случались ситуации, когда дети закатывали истерики дома или  в людных местах. Многим знакомо чувство стыда и беспомощности в таких ситуациях. Так что же делать, если ребенок закатил истерику?

истерика ребенка

Главное — не начать паниковать!

Если у ребенка началась истерика, то самое важное правило — оставаться спокойным самому.

Разговоры в этой ситуации бесполезны, лучше просто помолчать, чтобы дать и себе, и ребенку успокоиться. 

Скажите ребенку, что вы рядом и ждёте, когда он успокоится.

Ребенок упал и бьется об пол? Тут важно позаботиться о его безопасности: убрать острые предметы, под голову можно положить подушку. После окончания истерики (обычно она длится 5-10 минут) не надо выяснять причин у ребенка, лучше проанализировать самим, что же могло ее спровоцировать. И впредь старайтесь избегать ситуаций, которые могут ее вызвать. Ведь чаще всего истерики случаются по одним и тем же причинам, в каких-то определенных ситуациях. 

Когда ребенку больше 5 лет, после истерики спросите, по какой причине он кричал.

Если истерика случилась вне стен дома, то вряд ли вам удастся остаться наедине с ребенком. Всегда найдутся сердобольные прохожие. Тут еще может подключиться «А что же про меня подумают люди?», нам становится стыдно за поведение наших детей.  Не обращайте внимания на «зрителей». Объясняем им, что ситуация под контролем и что справимся сами. Не даем им вступать в контакт с ребенком. Но если ваши нервы уже тоже на пределе и рядом есть адекватно реагирующий близкий (например, папа), то лучше оставить ребенка на него и успокоиться самим.

Каковы могут быть причины истерики?

  • Возможно ребенок просто устал, был насыщенный день, не выспался.  И он просто не справился с эмоциями.
  • Еще таким образом дети могут определять границы дозволенного поведения. Важно не пойти на поводу у требований ребенка. Иначе он быстро смекнёт, что для того, чтобы получить желаемое, можно просто закатить истерику и мама /папа сдастся (купит игрушку и т. п.)
  • Если Ваш ребенок пошёл в сад и весь день он ведет себя хорошо, то дома может сбрасывать накопленное напряжение: начать баловаться, закатывать истерики.
  • В возрасте 5-6 лет ребенок может начать отстаивать свои права, но договариваться у него пока получается не очень. И как один из способов — истерика.

Что нельзя делать, если у ребенка случилась истерика:

  • нельзя кричать на ребенка (и уж тем более бить)
  • нельзя запугивать (вот будешь себя так вести, тогда я уйду и.т.п)
  • нельзя оставлять его одного.

Итак,  подведем итог. Каков же должен быть Ваш алгоритм действий:

  1. Ваше спокойствие
  2. Дать ребенку понять, что вы рядом
  3. Не вступать с ним в диалог.
  4. Дать ребенку время успокоиться
  5. Проанализировать самим (или с ребенком, если ему уже больше 5 лет) причины истерики и избегать подобных ситуаций.

 

В частном детском саду Пчёлка педагоги всегда уделяют пристальное внимание истерикам ребёнка. Ребенок в истерике никогда не остается один. Педагоги действуют спокойно согласно рекомендациям из данной статьи.

Взрослые понимают свои эмоции и переживают их самостоятельно, ребенку же важно дать выплеснуть их экологично с сохранением своего здоровья и здоровья окружающих. Когда эмоция иссякнет, у взрослого ребенка уточняем, что было причиной и помогаем обойти причины. Родители же младших деток ставятся в известность о частых проявлениях истерик. Нам важен психологический комфорт каждого ребёнка, потому что это сильно влияет на развитие организма у детей, регулирующих и гормональных систем.

Что же делать, если совсем еще малыш, недавно такой милый и ласковый начинает грубить и вести себя совсем не так как предполагалось?

Первый раз с этой проблемой родители могут столкнуться в возрасте ребенка 3-5 лет. Но «нехорошие» слова, фразы в ультимативной форме, грубость не могут взяться сами, из ниоткуда: всё, что мы можем услышать от наших детей, когда-то было услышано ими от нас, либо от других взрослых.

Что же делать?

Огромной ошибкой со стороны взрослого будет выбрать тактику игнорирования - как будто ребенок ничего не говорил, а вы ничего не слышали.

В то же время, ни в коем случае не реагируйте на хамство слишком эмоционально: грубостью или наказанием. Ведь при такой реакции мы закрепляем у ребенка нежелательное поведение.

Дети копируют нас, наши слова и действия и лучшим «лекарством» в этом случае будет поговорить с ребенком спокойно, объяснить, что для вас приемлемо, а что нет. Не стесняйтесь разговаривать со своим ребенком и рассказывать о своих эмоциях, например: я злюсь потому что, мне неприятно, когда ты говоришь такие слова, но я уважаю твои эмоции, ты имеешь на них право.

Дальше необходимо выбрать вместе с ребенком другой способ реагирования. Самое главное помнить, что наша задача, взрослых – научить ребенка конструктивному общению с окружающими.

Как в детском саду Пчёлка справляются с ругательными словами?

В детском центре «Пчёлка» педагоги работают в этой ситуации совместно с семьей, мы объясняем родителям как себя вести в этом случае и что сделать, чтобы все скорее осталось в прошлом.

Если мы в нашем частном детском саду замечаем, что кто-то из детей сказал грубое слово, то подходим к нему, опускаемся с ним на один уровень, чтобы установить контакт глаза в глаза и спокойным тоном говорим ему, что нам это неприятно, что в таком тоне с другими общаться недопустимо. Помогаем ребёнку построить фразу так, чтобы он был услышан, но без оскорблений и грубых слов. Если замечаем, что ребёнок разозлился или расстроился, то помогаем ему рассказать, что его так задело без криков и хамства.

ребенок сидит отдельноБывает так, что ребёнок не может справиться с эмоциями, тогда наши педагоги в частном детском саду «Пчёлка»«Пчёлка» действуют следующим образом: мы даем ребенку время, для того чтобы он успокоился и смог услышать нас.  Для этого ребенку выделяется место, где он сможет побыть один, отдельно от других детей, и объясняем, что продолжим с ним разговор после того, как он успокоится. После этого начинаем беседу по конструктивному общению.

Для того, чтобы родителям не оказаться в данной ситуации, необходимо уважать эмоции ребенка и свои в том числе. Мы все люди и можем реагировать не всегда конструктивно, очень часто мы, взрослые, «закипаем» и не можем совладать со своими эмоциями, в этом случае себе также надо дать время остыть и только после этого продолжить общение. Следите за своей речью в повседневной жизни, старайтесь не критиковать ребенка, не кричать, избегайте ультимативных фраз в общении. Этим мы даем детям пример уважения к другим людям.

И самое главное помните, что если у вас крепкие и доверительные отношения с ребенком, то ему вряд ли захочется вас обидеть! Выделяйте каждый день хотя бы по полчаса своего времени, когда вы можете побыть с ребенком наедине. Интересуйтесь его жизнью, слушайте его, обращайтесь к нему за советом и любите его! Если когда-то вам потребуется поддержка в вопросах воспитании вашего ребенка, то вы всегда сможете рассчитывать на помощь педагогов в частном детском саду «Пчёлка».

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был уверенным в своих силах и поступках, имел свою точку зрения и мог ее проявлять в общении. Каждый родитель может в этом помочь своему чаду уже в раннем детстве, придерживаясь простых правил и рекомендаций.

Ваш ребенок играет во что угодно, только не с игрушками, которые были куплены с любовью для него? Вы скажете, что комната уже похожа на детский магазин. Как найти причину этого и выбрать игрушку, которая станет полезной для малыша, и не наскучит в первый же день? Монтессри-педагог частного детского сада «Пчёлка», а по совместительству еще и монтессори-мама, поможет вам сделать правильные выводы в данном вопросе.