Существует статистика: из 100 здоровых детей, которые идут в школу, 70% имеют нарушения обработки сенсорной информации.

Почему это важно в вопросе об обучении и развитии наших детей? Ребенок с разбалансированной обработкой сенсорных стимулов центральной нервной системы подобен машине, потерявшей управление. Он нуждается в нашей поддержке, так как не в состояние сам себя «услышать». Это приводит к проблемам в социальной, поведенческой и учебной областях.

Основные сенсорные системы отвечают за:

  • визуальные знаки (зрение),
  • звуки (слух),
  • запахи (обоняние),
  • вкус (осязание),
  • боль,
  • температуру,
  • положение тела
  • движение…

Движение — это жизнь

Ребенок успешно и гармонично развивается благодаря изобилию движений и навыку проживания чувств. Если ребенок получает слишком мало от этой формы «пищи», возникают трудности в двигательной области, а также в восприятии.

Профессор Аршавский обращал внимание, что в раннем возрасте ведущей является скелетно-мышечная система. А Илья Аркадьевич Ржевский, который разработал шкалу Апгар, изучивший в мельчайших подробностях физиологию новорожденного, делал акцент на интегрированность трех основных видов ощущений – тактильных, вестибулярных, проприоцептивных (мышцы и суставы). Ребенок учится одному действию, и он учиться учится. Один навык ускоряет обучение другому навыку.

Отсюда рождается основной принцип сенсорной интеграции – развивать ту область, в которой ребенок более успешен. Что соответствует мнению, выдающегося педагога Марии Монтессори: «Идти за потребностями ребенка». Обучение нацелено на функционирование мозга в целом, а не на продвижение отдельных функций.

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.

Сенсорная интеграция зависит от результата (успех школьного обучения), для которого требуется способность концентрироваться и способность к самоорганизации. 

Самоорганизация базируется на самоконтроле, самооценке и уверенности в себе. Предыдущие коренятся в ощущении своего тела, как некого умелого сенсомоторного «целого», а также в хорошей интеграции нервных сигналов. Возможность говорить и понимать язык, координация глаз-рука, целенаправленность деятельности, зрительная перцепция являются результатом концентрации внимания, уровня активности, эмоциональной стабильности, двигательного планирования, координации обеих сторон тела, перцептивного образа тела. А они основываются на мышечном тонусе, противодействию силе тяжести, биомеханическом равновесии, организации движения глаз, которые являются последствием интеграции слуховых, вестибулярных и проприоцептивных ощущений. Не стоит забывать, что именно ощущения от прикосновений (тактильность) рождают связь мать-ребенок, сосание, основы питания.

Все современные специалисты: логопеды,  различные терапевты, дефектологи, эвретмисты, кинезиологи, специалисты, практикующие метод Томатиса в Воронеже – активизируют работу мозга через стимуляцию сенсорных каналов. Это помогает установить связь маленького человека с силой внутри него.

 

tomatis 1

Метод Томатис практикуется специалистами частных детских садов «Пчёлка»

 

Педагоги частных детских садов «Пчёлка» видят своё предназначение в том, чтобы оберегать и направлять внутренние силы ребенка, не мешая их раскрытию. В нашем монтессори саду это возможно через подготовленную среду, в которой значительное место занимают материалы, направленные на развитие слуховых, обонятельных, тактильных, барических (весовых) и даже температурных ощущений. Это материалы из зоны под название «Сенсорика». Многие игры сенсорной интеграции связаны с водой и крупами, что у нас осуществляется в зоне упражнений практической жизни, где дети утончают свои способности манипулировать с водой и сыпучими материалами. Учатся самостоятельности. Эта зона отличается еще и наличием «линии», при хождении по которой ребята связывают в одно целое свое тело и мозг, находят баланс и равновесие, формируют самоконтроль и концентрацию.  Колоссальное значение для нормализации детей оказывают уроки тишины, в их процессе наши «пчелята» учатся себя слышать.

С признательностью за заинтересованность к данному вопросу Богиня Александра.